МИД России: заявление пресс-секретаря Правительства Франции вызывает удивление

04 ноября 2018 г.
МИД России: заявление пресс-секретаря Правительства Франции вызывает удивление

На днях пресс-секретарь Правительства Франции Бенжамен Гриво заявил: «Есть два СМИ, которые я отказываюсь видеть в пресс-зале Елисейского дворца. Это «РТ» и «Спутник», поскольку не считаю их СМИ… Они не журналисты, они занимаются пропагандой». 

Как отметила в данной связи на брифинге в Москве 1 ноября официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, сказать, что российские дипломаты были удивлены, – не сказать ничего

"Г-н Гриво, мы люди вежливые, стараемся излишне не драматизировать ситуацию и быть конструктивными, даже когда видим реальную проблему, в частности с цензурой во Франции, с наступлением на свободу слова, с попыткой повлиять на СМИ, с бесконечным тиражированием недостоверной информации в местных СМИ. Мы всегда были весьма аккуратны: либо писали письма в редакции с указанием на недостоверность опубликованной ими информации, либо пытались быть более оперативными в предоставлении сведений в инициативном порядке. Мы всегда были очень деликатными в отношении Франции, но после Вашего заявления, г-н пресс-секретарь Правительства Франции, я сегодня все же озвучу некоторые наши соображения.

Конкретных, базирующихся на фактах обвинений с предоставлением материалов (например, статьи «РТ» или «Спутника» с обведенной маркером фразой, словом, датой) не получали ни мы по дипломатическим каналам, ни журналисты «РТ» и «Спутник». Никаких конкретных претензий в адрес российских СМИ или аргументированных объяснений своей точки зрения Франция и, в частности, Б.Гриво никогда не предоставляли. Если такие факты есть, мы бы очень хотели их получить",- также отметила представитель российского МИД.

Безусловно, очередные голословные обвинения в адрес российских журналистов вызывают не столько сожаление, сколько шок. Есть, по мнению Захаровой, уверенность в том, что это является результатом нежелания французских властей слышать альтернативные источники информации. Тогда будьте добры сказать об этом прямо. Ведь дело вовсе не в том, что «РТ» и «Спутник» якобы являются пропагандистскими СМИ. Российская сторона же, в отличие от г-на Б.Гриво, наоборот, старается предоставить французским СМИ возможность получить информацию, что называется, «из первых рук» с тем, чтобы избежать недопонимания и распространения дезинформации. Однако парадокс – некоторые французские СМИ сами добровольно уклоняются от такой возможности.
"Повторю, подобные вещи, а их очень много, мы стараемся не выносить на публику, решаем доверительно, с уважением к профессии, с пониманием, что всякое может быть. Так было до сегодняшнего дня, до появления заявления официального представителя Правительства Франции.

Как вы знаете, не так давно было организовано совместное интервью главы МИД России С.В.Лаврова франкоязычным СМИ: российскому телеканалу «РТ Франс», журналу «Пари Матч» и газете «Фигаро». Российский Министр нашел время, чтобы провести обстоятельную беседу с журналистами (кадры этой встречи доступны на сайте МИД России, она было широко процитирована в СМИ). Задачей интервью было донести до французской аудитории наше видение ситуации в двусторонних и международных делах. Несмотря на большое количество запросов на интервью со стороны других СМИ и на очень плотный рабочий график, С.В.Лавров выделил большое количество времени именно для этой встречи с французскими журналистами.

Дальше произошла просто удивительнейшая история. Интервью было опубликовано в «РТ Франс» и «Пари Матч» 18 октября (как и предполагалось, по договоренности со всеми тремя СМИ), однако оно до сих пор так и не появилось в газете «Фигаро»! То есть французскому изданию была предоставлена эксклюзивная возможность задавать любые вопросы Министру (и это издание даже присылает заместителя главного редактора для участия в интервью), а затем оно само же отказывается публиковать ответы на них. Хотя как вопросы, так и ответы доступны на сайте МИД России.

Мы решили предать огласке эту тему не только из-за заявления пресс-секретаря Правительства Франции Б.Гриво. Есть и еще один повод. Дело в том, что эту ситуацию начали обсуждать в сети Интернет, причем не российские пользователи, а французская аудитория.

Даже популярный французский экономист и блогер Оливье Беррюе в своем Твиттер-аккаунте обратил внимание на отсутствие публикации интервью С.В.Лаврова в газете «Фигаро». То есть уже сама французская общественность находится в недоумении",- также рассказала Мария Захарова.

Со своей стороны мы направили официальный запрос в «Фигаро» с просьбой разъяснить ситуацию, но пока не получили ответ. Насколько мы поняли из поступивших неофициальных комментариев, отказ публикации якобы обусловлен некими «этическими нормами», связанными с «недопуском» московского корреспондента газеты Пьера Авриля на данное мероприятие.

Можете ли вы, присутствующие здесь журналисты, участвующие в пресс-конференциях С.В.Лаврова, задающие ему любые вопросы, поверить в то, что российский МИД отказал французскому собкору в присутствии на интервью?

При этом вопрос об участии этого уважаемого работника медиа или кого-либо другого человека от редакции «Фигаро», кроме заместителя главного редактора Ива Треара, изначально не возникал и с МИД России не обговаривался. Хотя мы проводили несколько совещаний с участием «РТ Франс», «Пари Матч» и «Фигаро».

Сам П.Авриль о своем намерении поприсутствовать на данном мероприятии не заявлял. Просьб о включении данного журналиста в состав участников беседы с Министром мы не получали.

Французский корреспондент явочным порядком приехал в МИД за несколько минут до начала интервью и настойчиво пытался проникнуть в здание Министерства, которое, как и МИДы других государств, является режимным объектом. Более того, француз вел себя некорректно с охранявшими здание сотрудниками Росгвардии, которые уважительно напомнили ему о необходимости заблаговременного оформления пропуска для входа в Министерство в соответствии с существующим порядком, известным любому инкору.

"Повторю, формат интервью был согласован заранее со всеми тремя участниками и изначально предполагал личное присутствие лишь по одному представителю от каждого из трех СМИ, то есть без П.Авриля.

Само интервью прошло по заранее обговоренному сценарию, и заместитель главного редактора «Фигаро» И.Треар свободно задавал перед камерами вопросы С.В.Лаврову.

Учитывая приведенные факты, мы убеждены, что если П.Авриль считает себя вправе называть описанную мною ситуацию «недопуском журналиста на мероприятие», то это – откровенная ложь.

Или же мы становимся свидетелями акта цензуры или самоцензуры? Или каких-то внутренних противоречий в самом издании? Возможно, власти Франции, которые сами всячески избегают общения с российской прессой, должны об этом узнать, прежде чем обвинять российскую сторону в пропаганде, цензуре и т.д. Г-н пресс-секретарь Правительства Франции, вот Вам конкретный пример того, что происходит у Вас в стране. Мне хотелось бы рассказать Вам об этом без камер и публики, но Вы меня к этому вынудили сами.

За последние время только «РТ» получил более 70 (!) отказов в интервью со стороны французских официальных лиц. То есть российские официальные лица дают интервью французским СМИ, свободно общаются с ними. Но в цензуре, в давлении на СМИ обвиняют нас. Наши СМИ объявляются пропагандистскими. Наши СМИ во Франции отправляют запрос для того, чтобы предоставить площадку французским официальным лицам, чтобы те могли высказать свою точку зрения в прямом эфире. А им в этом отказывают. И это не называется ни актом цензуры, ни давлением на СМИ. Причем форма и методология отказов очень разнообразны – как под благовидными предлогами (мол, не позволяет рабочий график и т.д.), так и в виде резкого «нет», без объяснения причин. Нет сомнений, что во Франции есть политический заказ, инициированный «на самом верху» и призванный создать определенную токсичную атмосферу вокруг «РТ» и «Спутник». Иногда отказы касались даже уже согласованных интервью, так что мы не исключаем и давления на представителей французской политической элиты в отношении их участия в разговоре с российскими СМИ.

Отдельно хотелось бы рассказать и о фигуре самого шеф-корреспондента московского бюро газеты «Фигаро» Пьера Авриля. За почти 10 лет (совсем немалый срок) работы в Москве француз крайне редко посещал мероприятия по линии МИД России, не выражал заинтересованность в интервью с руководством Министерства. Возникает вопрос: а что же этот человек пишет?

Вот лишь один пример. В июле 2016 г. Пресс-центр МИД России организовал пресс-тур для иностранных корреспондентов в Республику Крым. Основной целью было посещение брифинга официального представителя МИД России на территории детского лагеря«Артек». Нам очень хотелось показать, как за короткий срок восстановилась инфраструктура крупнейшего объекта. Мы хотели предоставить иностранным журналистам возможность самим посетить Крым, пообщаться с руководством «Артека» и заодно провести брифинг.

После анонсирования этой поездки, мы стали получать заявки от желающих принять в ней участие, а также просьбы об организации дополнительных встреч и посещении объектов на территории Крыма. В частности, нас попросили показать Крымский мост (ведь тогда все писали, что моста нет и не будет) и объекты Черноморского флота ВМФ России. Эти пункты, в отличие от «Артека», появились по желанию самих журналистов.

П.Авриль, отказавшийся от участия в большинстве мероприятий пресс-тура, в последний момент (видимо, это его визитная карточка – все делать в последний момент) сказал, что хочет попасть на встречу с Губернатором Севастополя и посетить объекты Черноморского флота. Мы, естественно, откликнулись на его просьбу и организовали для него соответствующую программу.

И что же дальше делает П.Авриль? Он выпускает статью «Москва демонстрирует свой флот в Севастополе». Ее основной посыл – на фоне саммита НАТО Россия якобы играет мускулами и посылает другим государствам сигнал о своих милитаристских настроениях, причем через инкоров. П.Авриль буквально уговорил нас включить его имя в список участников мероприятия, а потом стал утверждать, что его туда чуть ли не силком приволокли и заставили против воли смотреть на наши военные корабли.

Невероятно, как можно настолько изменить реальность? Это просто подло. Однако мы спокойно все это решали, не ставили никаких ультиматумов французской стороне, не обвиняли их на официальных уровнях в использовании СМИ для пропаганды.

К сожалению, это не единственная статья, которая показывает отношение П.Авриля к методологии освещения событий",- также отметила Мария захарова.

А возвращаясь к теме голословных обвинений пресс-секретаря Правительства Франции Б.Гриво в адрес российских СМИ, Мария Захарова отметила следующее.

Отказ газеты «Фигаро» в публикации интервью с Министром С.В.Лавровым является прямым доказательством того, что французские власти и общество никакой другой точки зрения, в частности, по России не приемлют и делают все, чтобы минимизировать возможность своей аудитории видеть российскую точку зрения на целый ряд вопросов двусторонних отношений и международной повестки. При этом пытаются обвинять в пропаганде представителей иностранных СМИ, в том числе и российских. Все это очень печально. Это манипуляция.

Жаль, что столь непрофессиональный и недопустимый подход лишает самих французов доступа к объективной информации. Это, несомненно, порочит понятие «журналистской этики» и репутацию старейшей и влиятельной газеты Франции – «Фигаро».

"А теперь я хочу обратиться к пресс-секретарю Правительства Франции Б.Гриво. Вы думаете, что Ваших журналистов после такого хамского отношения и к российской стороне, и к российским журналистам будут пускать на медийные мероприятия в российские государственные органы вечно? Наше терпение не бесконечно.

Мы готовы обсуждать и решать проблемы на взаимоуважительной основе и без обвинений, не подкрепленных фактами. Мы понимаем, что французское руководство, по всей видимости, испытывает некую личную неприязнь к российским журналистам. Однако это не повод заниматься подобным манипулированием, о котором я сейчас рассказала",- добавила представитель российского МИД.










Видео

Новостная программа «Вести недели» в эфире обратилась к теме Майдана и показала последние события Украины, после чего автор программы и гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев провел параллели между Майданом и последними событиями Армении.

На днях в Армении назревало нечто подобное Майдана, но у власти хватило мужества противостоять, да наверное и ума у оппозиции остановиться. Сейчас в Ереване спокойнее — договорились сами: Киселев

Подробности смотрите в видео.






  • Reuters
  • Itar Tass
  • Прайм
  • Neonews.am
  • Gazeta.am

Дизайн и разработка сайта - Massaca

  • Facebook
  • Twitter
  • RSS


* — Поля, обязательные для заполнения