Казахстан, как и Белоруссия также члены ТС. Очевидно, что Казахстану и Белоруссию невыгодно, чтобы в Таможенном Союзе доминантную роль сыграла Россия и поэтому стараются в эту “игру” втянуть еще и геополитического сотрудника РФ, чтобы тот смог как-то смягчить влияние России на страны, которые вступили или собираются вступить в ТС.
Почему Казахстан не хочет, чтобы Россия доминировала? Как сообщает Ведомости.ru, Назарбаев недоволен тем, что когда подписывался договор с ТС, Казахстану “обещали особый режим доступа к энергосетям”. Однако это осталось всего лишь обещанием, по причине чего не может осуществлять нормальный транзит энергоносителей в Белоруссию через Россию. Турция же в этом плане хороший партнер для Казахстана и соперник для России. Дело в том, что Европа лишилась российского газа из-за разногласия между Россией и Украиной в 2009 году по поводу торговли газа. Это было хорошим шансом для Турции стать транзитом между энергоносителей Центральной Азии (Казахстан, Азербайджан) и Европы. Турция таким образом снова попробовала повлиять на эти страны. Входя в Таможенный союз, две соперники по поводу энергоносителей будут в одной и той же структуре, и не Россия, не Турция не позволят друг друга доминировать в странах, входящих в ТС, на что и целится Казахстан.
Так же предполагаемо, что Азербайджан вступит в ТС после вступления своего политического и военного сотрудника, с помощью которого постарается решить свои территориальные проблемы, если конечно Турции удастся доминировать в ТС.
Ну а ЕС с одной стороны заинтересован увидеть Турцию в ТС для того, чтобы тот смягчил роль России, а с другой стороны ЕС понимает, что этот шаг не что иное, как попытка экономического роста Турции для соперничества с ним, который не захотел принять Турцию в свои ряды. Хотя дипломатия Турции всегда отличалась разновекторной политикой.
Ани Гукасян