07 декабря 2020 г.
- Господин Никогосян, как бы вы оценили ситуацию в Армении спустя почти месяц после окончания войны?
- Во-первых, окончена война или нет - вопрос еще относительный, потому что договор о капитуляции, подписанный Николом Пашиняном, не принимается армянским народом. Кроме того, подписанное соглашение не является мирным соглашением, это просто декларация о прекращении огня с реализацией дорожной карты. Сегодня нельзя забывать, что ровно месяц назад в эти дни мы считали секунды, когда российские миротворцы войдут в Арцах, и война прекратится. Месяц назад под открытым небом мы просили милостыню со всего мира на право жить на своей земле, и никто к нам, кроме России, не обратился. Не нужно быть неблагодарным. Где остались американцы, европейцы, сенаторы, почему не остановили войну? А остальные - душераздирающие речи, которых давно нет. У нас есть реальность, из которой мы должны извлекать уроки и руководствоваться будущим завтрашнего дня. Теперь любой сознательный армянин должен гарантировать, что армянский народ сможет безопасно жить на своей земле. Иначе мы потеряем право быть нацией. Между тем, сейчас создается впечатление, что мы все это забыли, и Армения полностью находится в мирном регионе, более того, мы уже можем заниматься развитием экономики страны. Нет, это не так. Таким образом, мы пойдем на самоуничтожение. Если есть кто-то, кто всего этого не видит и думает, что теперь мы должны пойти и вернуть то, что он потерял, то он слеп и хочет, чтобы Армения тоже была разрушена.
- В качестве возможного решения оппозиция требует отставки Никола Пашиняна и предлагает сформировать переходное правительство. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Создается впечатление, что Никол Пашинян уже ушел в отставку, остается только решить проблему формирования нового правительства. Если отвлечься от политических взглядов, сейчас самое главное - получить гарантии того, что армяне будут жить в безопасности на своей Родине. Любое правительство, которое будет сформировано, должно сначала показать дорожную карту того, куда мы идем. По логике, новообразованное правительство должно сначала выразить свою позицию по поводу того, приемлемо ли для них соглашение, подписанное Николом Пашиняном. Если приемлемо, каковы планы для взятия Армении? А если нет, то куда они этих людей ведут? Куда мы идем?
- Кандидат на пост премьер-министра Совета спасения отечества Вазген Манукян четко заявил, что мы не можем отказаться от подписанного заявления.
- Вазген Манукян также говорит, что мы никогда не примем эту идею. Так что все утверждения неоднозначны. У нас нет четкого плана, что естественно, потому что в этой атмосфере не может быть четкой ориентации. Согласно Конституции РА, Армения считается гарантом территориальной целостности Республики Арцах и безопасности народа Арцаха, а согласно подписанной «дорожной карте» государственные границы РА также полностью нарушены.
Фактически, сегодня у нас несостоявшаяся Конституция. Итак, в этой ситуации есть один вариант - провести референдум с двумя основными акцентами. Во-первых, кто гарантирует Армении и армянскому народу завтра безопасное проживание на своей земле? А во-вторых, какая новая внешнеполитическая стратегия будет принята в Армении завтра? Эта арцахская война показала, что мир не дает нам такой гарантии. И сегодня никто не может гарантировать, что война не повторится.
- Но сегодня главное решение - не референдум, а формирование временного правительства. Насколько уместен этот вариант?
- Уже не факт, что нынешнее правительство не может быть гарантом безопасности армянского народа. Естественно, что накануне правительство может смениться. Правительство Никола Пашиняна сформировалось на улице, пришло к власти с улицы и должно покинуть улицу. В течение 2,5 лет это правительство приняло ряд совершенно неармянских законов. Это правительство не может заниматься даже проблемой пленных. Россия, руководствуясь гуманитарными принципами, старается делать все, чтобы приносить пользу, но не обязана заниматься этими вопросами. Люди видят, как их ребенок взят в плен, и так называемое правительство его государства не может вернуть его. Так они хотят продолжать управлять государством? Готов ли армянин, который видит все это, отправить своего сына на границу, когда он видит, что они не могут вернуть тех, кто вчера пошел на границу и попал в плен? Или как смириться с тем, что сегодня на глазах всего мира Армянская Апостольская Церковь Дадиванк стала духовным центром Удеров? Конечно, для этого нужен переходный период.
- Получается, что единственный виновник - Никол Пашинян, который должен подать в отставку и уйти, чтобы президенту РА Армену Саргсяну было чем заняться в сложившейся ситуации?
- Виновата вся власть, и всем надо уходить, некогда оглядываться. В целом, я более чем убежден, что в Армении нет политической силы, которая способна и знает, куда Армению приведет завтра, и как вывести страну из этой ситуации. Поэтому Армения должна принять новую стратегию и посредством нового референдума полностью интегрироваться с Россией, что обеспечит безопасность армянского народа, проживающего на своей Родине.
- Получается интересная картина. Когда на заседании Совета ОДКБ Президент РФ говорит, что мы должны поддержать Никола Пашиняна, он сделал мужественный шаг, подписав трехстороннее заявление, - все тут же начинают это комментировать, что В. Путин гарантировал, что Пашинян останется у власти. Когда лидер Союза армян Вазген Манукян приезжает в Москву, проводит несколько встреч и возвращается в Ереван, баллотируясь напост премьер-министра, они все равно говорят, что у него есть «одобрение» со стороны России. Визит того же президента РА Армена Саргсяна в Москву также рассматривался в том плане, что он приехал за гарантиями. В конце концов, кто получил гарантии от Кремля?
- У России было одно желание - предотвратить второй геноцид армянского народа. Что же касается «похвалы» Никола Пашиняна, то армянский народ должен оценить своего лидера.
Кстати, с таким же успехом Путин полтора года назад сказал Николу Пашиняну, что Роберт Кочарян - его друг. Наконец, давайте назовем вещи своими именами. Если все ждут гарантий от Путина, то давайте признаем, что Армения - это Россия и все. Если лидер в Армении назначается Россией, то мы должны отказаться от идеи, что люди в Армении решают, кто должен быть у власти. Где находится независимая республика Армения, в чем смысл Конституции, что люди формируют правительство? Россия отправляет миротворцев, прекращает войну, полностью гарантирует безопасность народов Армении и Арцаха, охраняет границы, оказывает гуманитарную помощь, в конце концов, что такое Армения, Россия? По этой логике, кто является лидером Армении, как не президент России Путин? Месяц прекращения огня до сих пор не заглушен, реки крови все еще текут, у нас тысячи жертв, раненых, пропавших без вести и пленников, после всего этого, какие гарантии дает армянское правительство, чтобы стать их царем?
- В любом случае, похоже, что правительство Армении не собирается уходить, и Совет спасения Отечества ставит ультиматум, который заканчивается завтра. Каким будет выход из ситуации?
- Для меня власти-оппозиции больше нет, важен армянский народ. Кстати, те, кто воюет на улицах, знают, что это не политическая борьба, и так называемое правительство должно понимать, что оно не имеет никакого отношения . Но эти изменения не должны быть в форме мести между людьми. Никол Пашинян еще не ушел, другие говорят, что когда мы приедем, вы увидите, что мы будем делать с вами завтра. Тот, кто уезжает, полностью падает. Похоже, смена правительства - это личная месть. Не случится так, чтобы новые пришли, дав имена прежним, а прежние должны будут вернуться, дав имена новым. Собираемся ли мы сейчас спасать Родину или решать личные вопросы в этом контексте? Это различие необходимо четко понимать. Состояние новообразованного правительства совсем незавидное, но ответственность за ситуацию все равно будет нести армянский народ. Окончательная ответственность за это разделение лежит на армянском народе, который почувствует на себе последствия как арцахской войны, так и политических вызовов.
- Тем не менее, удастся ли Вазгену Манукяну как главе временного правительства обеспечить переход?
- Вазгену Манукяну предстоит долгий путь, он дальновидный, мудрый человек, который, как и все мы, озабочен будущим Армении и армянского народа. В этой сложной ситуации он берет на себя ответственность за формирование правительства, чтобы найти выход. В этом смысле, конечно, его кандидатура оправдана. Сегодня есть много проблем, которые необходимо решать. Вся Сюникская область заявляет, что она против этого правительства. Другими словами, что происходит сейчас: у нас Республика Арцах, Независимая Нагорно-Карабахская Республика и Республика Армения, а Араратская область - полунезависимая республика, потому что кто-то против этого правительства, а кто-то за?
- Вам не кажется, что с формированием переходного правительства нет исчерпывающих ответов, куда и как мы пойдем, а существующая неопределенность продлевается еще на год?
- Прежде всего, зафиксируем, что пока неизвестно, будет ли Вазген Манукян премьер-министром, когда он приедет и каким образом. А во-вторых, пришедшие не будут сами решать, останутся ли они на год или на полгода, потому что мы живем в регионе, будущее которого будет зависеть не от решения временного правительства, а от того, какие гарантии дадут мировые сверхдержавы. Так что все очень относительно. Теперь у нас впереди новые задачи. Прежде всего, нам необходимо выяснить, готова ли армянская армия защищать государственные границы своей родины в этой сломанной психологической атмосфере, когда она видит, что собственное государство не способно вернуть хотя бы одного пленного. А если нет армии, нет и государства. Сегодня мы находимся на грани окончательного разрушения, а мы должны строить будущее завтрашнего дня с помощью света и надежды на то, что мы сможем сделать все.