29 ноября 2023 г.
-23-24 ноября состоялось заседание Совета Комиссии. Расскажите пожалуйста немного о его итогах.
-Совет Комиссии принял значимые решения для создания единой системы таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны.
Одобрено и направлено в государства Союза для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания, соответствующее Соглашение. Документ определяет основные принципы функционирования единой системы таможенного транзита Союза и третьей стороны.
Практическая реализация норм Соглашения позволит упростить и оптимизировать процедуру перевозки, как посредством минимизации действий контролирующих служб, так и путем сокращения накладных расходов бизнеса Союза и третьей стороны, заключившей с Союзом соответствующий международный договор.
В ходе Совета достигнуты договоренности относительно перечня товаров, случаев и условий, когда перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита не подлежат отслеживанию с применением навигационных пломб.
Подготовка такого перечня предусмотрена дорожной картой по внедрению в ЕАЭС механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб. В ходе работы над проектом у сторон отсутствовала единая позиция относительно отдельных категорий товаров. По итогам обсуждения в ходе заседания Совета Комиссии разногласия устранены. Доработанный документ будет представлен на очередном заседании Совета Комиссии.
Совет Комиссии рассмотрел проект повестки заседания Высшего Евразийского экономического совета, которое состоится 25 декабря в Санкт-Петербурге. В повестке - более 20 вопросов.
Планируется, что главы государств рассмотрят основные ориентиры макроэкономической политики ЕАЭС на 2024 – 2025 годы, определят основные направления международной деятельности ЕАЭС на следующий год, обсудят ситуацию по устранению барьеров и сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза.
Также в проекте повестки - подходы по совершенствованию механизмов применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, ход работы над проектом Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС.
Ожидается, что главы государств определят основные задачи и ключевые направления дальнейшего развития интеграционных процессов в ЕАЭС на период до 2030 и 2045 годов. Комиссия совместно со сторонами подготовила проект соответствующей декларации.
Также Высший совет примет ряд решений, связанных с председательством в органах Союза, назначением Председателя Коллегии ЕЭК и персонального состава Коллегии. Напомню, что председательство в органах Союза осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года. Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета.
-В Санкт-Петербурге прошло заседание Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и Делового совета ЕАЭС. Что можете сказать по поводу данного мероприятия?
-Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович призвал бизнес-сообщество воспользоваться программой финансирования кооперационных проектов в промышленности.
Уже в следующему году из бюджета Союза планируется выделить на эти цели порядка 20 млн долларов США. О том, как получить финансирование на такой проект, расскажет министр по промышленности и АПК Артак Камалян 11 декабря в 11.00 Мск на площадке Торгово-промышленной палаты России. Трансляция будет доступна на Youtube-канале Комиссии.
Также рассмотрены перспективы расширения сотрудничества Союза с партнерами из третьих стран. Решено сформировать совместный план мероприятий Делового совета ЕАЭС и профильных структурных подразделений ЕЭК для дальнейшего наращивания практического сотрудничества. Кроме того, Деловому совету ЕАЭС предложено подключиться к работе по организации деловых миссий в страны Африканского союза. Первая евразийская бизнес-миссия запланирована ЕЭК и Российским экспортным центром на 5-6 декабря в Египте.
Коллегия ЕЭК признала устраненным препятствие с признаками барьера в части требований по получению сертификата GMP, выдаваемого российским уполномоченным органом, для ввоза в Россию и перемещения ветеринарных лекарственных препаратов из других государств ЕАЭС.
Благодаря совместной работе Комиссии и уполномоченных органов стран Союза Совет ЕЭК принял решение, предусматривающее взаимное признание документов, которые подтверждают соответствие производства ветеринарных лекарственных средств, выданных согласно национальному законодательству.
Решение вступило в силу 20 октября и, как показал мониторинг Комиссии, уже работает.
-Что можете сказать о работе ЕЭК в правовой сфере на современном этапе?
-Ряд документов в настоящее время проходят общественное обсуждение на Правовом портале.
До 7 декабря продлится обсуждение предложения Республики Беларусь об обнулении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов целлюлозы древесной полубеленой или беленой из древесины эвкалипта (код 4703 29 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС). Эту меру предлагается ввести на постоянной основе. Сейчас размер ставки составляет 7,5%.
Предложение Беларуси направлено на содействие производству бумаги-основы, предназначенной для изготовления декоративных облицовочных материалов, которые используются при производстве ламинированных напольных покрытий, мебели, материалов для отделки помещений и других товаров.
До 12 декабря продлится обсуждение предложения Российской Федерации о предоставлении тарифной льготы в виде освобождения от ввозной таможенной пошлины отдельных видов замороженного мяса кур домашних, ввозимого в Россию в объеме не более 160 тыс. тонн в период с 1 января по 31 декабря 2024 года и предназначенного для использования в производстве мясной продукции. Мера направлена на сбалансирование рынка и стабилизацию цен на мясную продукцию в Российской Федерации.
До 20 декабря продлится обсуждение проекта рекомендации Коллегии ЕЭК об Указаниях по заполнению сертификата соответствия производства требованиям Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС.
Просим всех заинтересованных лиц направлять свои замечания и предложения.
-Как обстоят дела с кооперационными поставками в ЕАЭС?
-По данным Департамента промышленной политики, в I полугодии 2023 года кооперационные поставки в ЕАЭС увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года более чем на 12%. Наилучшие темпы наращивания кооперационных поставок в текущем году наблюдаются в Армении (рост в 2,7 раза), Беларуси (рост на 37,1%) и Казахстане (рост на 29,5%).
В отраслевом разрезе в большинстве приоритетных отраслей наблюдается положительная динамика: наращивание объемов зафиксировано в 18 отраслях из 21, снижение – всего в 3 отраслях. Наилучшие темпы наращивания кооперационных поставок наблюдаются в издательской деятельности (в 2,3 раза), электронно-оптической промышленности (на 62,3%), производстве машин и оборудования (на 49,4%), кожевенно-обувной промышленности (на 48,7%), производстве электрического оборудования (на 36%).
-В июне премьер-министр России Михаил Мишустин выступил с предложением сформировать чрезвычайный продовольственный фонд стран ЕАЭС. Идет ли работа над его созданием? Поддерживают ли эту идею все страны-участницы ЕАЭС?
-Обеспечение достаточности на продовольственном рынке чувствительно для устойчивого развития любой страны. Поэтому в рамках своих компетенций Комиссия совместно с государствами-членами особое внимание уделяет выстраиванию действенных механизмов сотрудничества в этой сфере.
В качестве одного из инструментов стабильного насыщения продовольственного рынка товарами рассматривается вопрос создания чрезвычайного фонда по отдельным продовольственным товарам. Идеей такого фонда может быть накопление резервов на случай возникновения дефицита на рынке Союза, его отдельных стран.
Вместе с тем, на сегодняшний день не выработаны механизмы формирования и деятельности такого фонда.
В качестве варианта рассматривалось создание на уровне Союза управляющей компании, которая будет решать вопросы оперативного управления запасами и взаимодействовать с национальными операторами.
Однако экспертами сторон отмечено, что создание чрезвычайного фонда приведет к дополнительным финансовым вложениям, при этом существует целый ряд вопросов по его деятельности (степень участия государств-членов, принципы и механизмы его функционирования, количественные параметры финансовых взносов сторон, формирование цен на продукцию, условия хранения и доставки продукции и др.).
Также в настоящее время в праве Союза отсутствуют полномочия для формирования фонда, а ключевые основы создания и деятельности фонда могут быть определены разработкой международного договора.
В качестве альтернативного варианта может быть формирование государствами-членами дополнительных запасов сельскохозяйственных товаров с использованием механизмов Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию.
При таком варианте каждая страна самостоятельно определяет перечень товаров и объемы формирования запасов с учетом оценки ситуации на внутреннем рынке. Также по своему усмотрению страна решает, как, когда и на каком рынке использовать запасы.
Хочу отметить, что достигнутый в Союзе уровень сельскохозяйственного производства с учетом взаимной торговли позволяет стабильно обеспечивать рынок наших стран и поставлять существенные объемы на внешние рынки. Тем самым в случае необходимости экспортные поставки из Союза могут быть переориентированы для первоочередного насыщения внутреннего рынка.
-Спасибо!