Как известно, 2 февраля в Алма-Ате прошло заседание Евразийского Межправительственного совета, на котором был принят ряд решений, значимых для бизнеса.
Всего было рассмотрено 12 вопросов. Межправсовет, в частности, одобрил доклад о макроэкономической ситуации в государствах Союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития. Несмотря на то, что внешние условия для государств ЕАЭС оставались сложными, сохраняется позитивная экономическая динамика. Прирост совокупного ВВП Союза по итогам 2023 года достиг 3,7%
Также главы правительств стран ЕАЭС одобрили доклад о ходе и перспективах развития Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Сегодня успешно введены в действие 27 общих процессов, обеспечена техническая готовность в сегменте Евразийской экономической комиссии для реализации 24 общих процессов с планами на достижение готовности еще для 16 процессов к 1 марта 2024 года.
Межправсовет поддержал дальнейшую реализацию "Евразийского агроэкспресса", совместного проекта государств Союза по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Также подтверждена значимость расширения направлений и увеличения объемов экспорта. По итогам 2023 года экспортные поставки высокомаржинального продовольствия в рамках этого проекта выросли на 6%.
Главы правительств стран Евразийского экономического союза одобрили инициативу стран-участниц ЕАЭС расширить перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта с 7 до 11. Особую значимость имеют проекты по модернизации и строительству автомобильных и железнодорожных путей сообщения, направленные на развитие евразийских транспортных коридоров и перспективных логистических маршрутов.
Все решения, принятые на Евразийском Межправительственном совете, прошедшем в Алма-Ате 2 февраля, прямо или косвенно затрагивали интересы бизнеса. Заместитель председателя палаты "Атамекен" прокомментировал нашему корреспонденту ряд актуальных вопросов бизнес-взаимодействия бизнеса на пространстве ЕАЭС
-Скажите, что дадут для бизнеса решения, принятые на Евразийском межправительственном совете?
-Я заранее ознакомился с повесткой дня Евразийского Межправительственного совета, и могу сказать, что вопросы, которые там обсуждались, носили практическую направленность. Да, там не было вопросов, плотно касавшихся диджитализации, но там были вопросы, связанные, к примеру, с поставками продукции, с выживанием в целом в современных условиях, а это уже- конкретные интересы представителей бизнеса.
-Довольно давно фигурирует тема санкций против России и Беларуси, запретов поставок в оба государства ряда наименований продукции и прихода Казахстана и некоторых других государств на помощь. Как Вы к этому относитесь?
-В целом данный вопрос является довольно интересным вопрос, хотя на самом деле он- очень непростой. Есть в целом консенсус мнений по поводу того, что, допустим, по продуктам питания вопросы санкций не касаются и для Казахстана это определенный плюс с точки зрения возможностей выхода на рынки России и дальше для казахстанской продукции, но на практике мы знаем, что больше наоборот та продукция, которая сейчас в Европу Россией не поставляется, сейчас идет на рынки Казахстана, а это уже создает определенные сложности для производителей в Казахстане, поэтому здесь вопрос- не такой простой и не очевидный, как кажется на первый взгляд
Есть определенные плюсы для Казахстана, но есть определенные вызовы, риски, которые в текущей ситуации сложились и которые влияют на Казахстан, на экономику Казахстана и на обычных людей влияет.
-С Вашей точки зрения, конкретно в предпринимательской сфере каких законов и соглашений в ЕАЭС не хватает?
-На самом деле много всевозможных фактических барьеров, которые чисто технически возникли, но с точки зрения Закона не могут быть признаны барьерами и это приходится решать в точечном режиме.
Буквально недавно на границе между Беларусью и Россией были остановлены автомобили, которые двигались в сторону Казахстана из Европы и прямо это было проблемой, для решения которой пришлось подключиться вице-премьерам России и Казахстана, чтобы этот вопрос отрегулировать.
В обычном режиме бизнес прямо встал и не мог решить этот вопрос
-Если брать предпринимательскую сферу - какие конкретно кейсы сейчас казахстанским предпринимателям больше интересны и выгодны с точки зрения работы на рынках ЕАЭС?
-В бизнесе все очень просто- кому что выгодно, тот тем и занимается, прямо скажем. Ритейл, к примеру, сейчас активно развивается.
-Спасибо!