28 мая 2016 г.
Здесь стоит понимать, что сегодня в мире появилось два Казахстана. Один реальный, который продолжает мирно жить и трудиться. Второй - виртуальный, представляющий собой искаженную и порой гротескную картину.
С первым я знаком, так как по делам бизнеса, часто бываю в Астане и регионах. Со вторым, с удивлением стал знакомиться недавно. Почему с удивлением? Да потому, что впервые увидел воочию, как осуществляются информационные бомбардировки суверенного государства, как по мирной территории начинают отрабатывать «залповым огнем» интернет боты и тролли-блогеры, засоряющие Интернет пространство различного рода фальсификациями и подделками.
Сегодня даже не будучи специалистом по Казахстану можно увидеть, как резко возрос трафик негативной информации по этой стране. И конечно, возникает вопрос, что вообще происходит?
Как выяснилось, камнем преткновения стал вопрос о земле. Именно эта тема превалирует в социальных сетях, в государственных и негосударственных СМИ республики. Речь идет о принятых поправках в Земельный кодекс РК, которые якобы разрешают иностранцам приобретать казахстанскую землю в собственность. Естественно, это вызвало резкое неприятие общества.
Однако, анализ ситуации показывает, что земля – это не главное. Тем более, что повод для социального недовольства, мягко говоря, возник на пустом месте.
Если смотреть глубже шум поднялся вокруг изменений и дополнений в Земельный кодекс, которые планировались ввести в действие с 1 июля 2016 года. Они в частности, предусматривают возможность выкупа в частную собственность земельных участков посредством аукционов. Но эта норма касается лишь самих казахстанцев. Об этом факте возмутители спокойствия лукаво умалчивают.
То есть ни о какой продаже земли не было даже разговора. Зарубежные инвесторы в Казахстане имеют право арендовать землю, да и только. Согласно поправкам в законодательство, внесенным в 2014 году – этот срок был увеличен с 10 до 25 лет. Но здесь важно обратить внимание на весьма существенную деталь - этой норме как минимум 1,5 года и ранее она не вызывала никаких нареканий. Во-вторых, увеличение срока аренды отвечает стратегическим задачам РК по привлечению инвесторов в сельское хозяйство. Ведь это весьма капиталоемкая отрасль и для того, чтобы получить отдачу, десяти лет недостаточно.
Почему же именно сегодня происходит резкий рост негативной риторики? Почему слово «аренда» настойчиво заменяется словом «продажа». Зачем, кто-то настойчиво пытается убедить народ в том, что иностранный арендатор обязательно «оккупирует» выделенный ему участок земли?
Все объясняется просто, не будь темы земли, обязательно бы возникла другая. Ведь закулисные политтехнологи, запустившие сценарий дестабилизации в Казахстане, действуют по принципу, чем чудовищнее ложь, тем охотнее люди ей верят. Из этой серии откровенные фейки, подрывающие авторитет правоохранительных органов Казахстана.
1 мая 2016 года, а это прошу заметить Праздник единства, социальные сети и мобильные приложения взорвала фотография окровавленного мужчины, который якобы пострадал от рук полиции в Кызылорде (один из областных центров республики). Но выяснилось, что фотография взята с сайта AJANSHABERLER из новостей о событиях, имевших место в феврале 2015 года в Китае. И это лишь один из многих фактов, свидетельствующих о том, что некие силы объявили Казахстану информационную войну.
Как земельный конфликт был высосан буквально из пальца, так и другие актуальные темы, намерено искажаются, внедряя в сознание людей дестабилизирующие установки. Отчасти этому способствует затянувшийся сырьевой кризис, падение цен на нефть и металлы. Ведь Казахстан, хотя и проводит большую индустриализацию, пока остается сырьевой экономикой.
Собственно, институциональные инициативы властей, называемые здесь «Планом нации – сто шагов», нацелены как раз на то, чтобы устранить углеводородную зависимость. В области экономики это проявляется в поиске ниш на мировом рынке, где Казахстан мог бы стать по-настоящему конкурентоспособным. Одна из таких ниш, как раз таки сельское хозяйство. Только сегодня в этой сфере запускается 22 крупнейших проектов на общую сумму 1 млрд долларов. Но и это только начало. Недавние зарубежные визиты Президента Казахстана показали, что эта сфера вызывает большой интерес в Иране и Турции, а также во многих других государствах. В совокупности все это даст стране новые инвестиции и передовые технологии, позволит обеспечить развитие сельскохозяйственного потенциала республики.
Так в свое время поступила Турция – отдав бесплатно в аренду зарубежному бизнесу побережье средиземноморья и построив в итоге мощную туристическую индустрию.
То есть выгоды очевидны. Что же мы видим в итоге? Мы видим, что вдруг, в самый неподходящий момент, возникли общественные дискуссии по земельному вопросу, получившие неожиданно мощный накал. И хотя ситуация в стране остается стабильной, в социальных сетях кипят нешуточные страсти, создавая негативный имидж властей. А чем это чревато известно любому. Как минимум инвесторы, многие из которых намерены зайти в Казахстан, могут пересмотреть свою политику в отношении этой страны.
Некоторые неправительственные организации в мнимой заботе о благополучии Казахстана ведут фактически подрывную деятельность. Борьба с инвесторами, призывы к национализации их имущества, критика образовательных реформ, в ход идут любые аргументы. А если их нет, они придумываются. Известно, что в таких случаях начинается поиск некой сакральной фигуры, которая сможет обеспечить социальный взрыв. Забитый полицейскими выдуманный персонаж – это лишь попытка разогреть публику, зондаж общественного мнения. Так что, на мой взгляд, очень скоро следует ждать провокаций.
Конечно, многих интересует вопрос, кому это нужно, подрывать стабильность в стране, которая занимает 9 место по величине территорию мира и находится между двумя влиятельными игроками на международной арене Россией и Китаем.
Вопрос этот оставлю открытым, ибо не сторонник конспирологических теорий. Но зато легко можно сказать, что будет, если в Казахстане попытаются повторить сценарий Украины или Кыргызстана. В этом случае можно будет забыть об укреплении экономики страны, она так и останется на сырьевой игле и будет все так же уязвима. Это может сорвать планы республики по превращению Казахстана в транспортный и финансовый хаб Евразии. В частности, если говорить о транзитном потенциале, Астана является активным участником программы «Один пояс – один путь». Она превращает страну в транспортный мост между Востоком и Западом, а с учетом недавно открытой дороги через Туркменистан и Иран в Персидский залив, открывается путь по линии Север-Юг.
Именно Президент Казахстана Н.Назарбаев сегодня является бесспорным посредником, который позволяет выстраивать тесные отношения в рамках ЕАЭС с Европейским союзом, сближая позиции двух интеграционных объединений. Именно в Казахстан идут инвестиции государств, которые испытывают сложности в работе с Россией, в частности это касается турецкого бизнеса.
То есть складывается полное впечатление, что информационная атака, призвана подорвать экономический рост даже не столько Казахстана, сколько его соседей. Допускаю мысль, что никто не ставит цели развалить Казахстан как суверенное государство. Все-таки запас прочности у этой страны очень велик. Но осложнить жизнь, это наверняка. На фоне нарастающего глобального противостояния – такая стратегия может преследовать несколько целей и одна из них заставить Астану изменить свою многовекторную политику, выбрать чью то сторону в назревающем глобальном противостоянии.