Национализм: вреден или полезен?02 июня 2013 г. В современной политической мысли особое место занимает и жаркие дискуссии вызывает проблема национализма как социально-политического явления. Данное обстоятельство объясняется тем, что отношение к национализму весьма неоднозначное. Одни исследователи рассматривают национализм как, несомненно, положительное явление в жизни нации и одновременно абсолютно «безвредное» для остальных социальных общностей, существующих в мире. Другие исследователи рассматривают национализм как явление, производное или сводимое к таким аномалиям в социально-политической действительности и сознании различных групп, как ксенофобия, шовинизм, расизм, нацизм и фашизм.
Однако рассматривая проблему национализма, необходимо учитывать, что перед нами довольно сложный, многоуровневый феномен, исследовать который необходимо одновременно с нескольких ракурсов. В противном случае будет рассмотрен один срез национализма и будут игнорированы все остальные. Данная проблема является актуальной для современной политической мысли, и с ней исследователи сталкиваются повсеместно. На сегодняшний день, в научной литературе преобладающим является подход к национализму лишь как к политическому принципу, согласно которому национальные и политические границы должны совпадать (к числу исследователей, разделяющих данный взгляд, относятся Э. Гельнер, Э. Хобсбаум и другие). Т.е., согласно данной точке зрения, без политической программы, направленной на формирование «группами, определяемыми нациями» (Э. Хобсбаум «Нации и национализм после 1789 года»), своего собственного государства, национализм теряет свое содержание и свой смысл. Данный подход рассматривает проблему национализма с очень узкой, а конкретнее, политической точки зрения и в конечном итоге сводит национализм к политическому сепаратизму. Конечно же, никто не может оспорить тот факт, что формирование национального государства – высшая цель национализма. Однако это отнюдь не единственная его цель, и ограничивать все содержание иедологии национализма этой его составляющей совершенно неверно.
Подобная ошибка у исследователей возникает по той причине, что они рассматривают только один уровень, или пласт, национализма, игнорируя другой: национализм как социально-политический феномен включает в себя идеологический уровень и конкретно-практический уровень. То есть национализм выступает одновременно как общая идеология и как конкретное общественно-политическое явление (или движение). Эти два пласта тесно переплетены и их разграничение друг от друга и раздельное исследование приводит к неверным выводам. Именно рассмотрение национализма исключительно как общественно-политического движения делает возможным его сведение к сепаратизму и, что еще хуже, ксенофобии, шовинизму, нацизму и фашизму. Ведь именно на конкретно-практическом уровне общественно-политические движения, которые именуют себя национальными, эксплуатируя идеологию национализма, приобретают крайние формы, смывая границу между собственно национализмом и вышеуказанными явлениями. А происходит это потому, что те или иные группы преследуют достижение конкретных политических целей и используют для этого национальную риторику, поскольку она всегда находит отклик в сознании и даже подсознании людей.
Однако идеология национализма категорически несводима к идеологиям вышеназванных явлений. И ксенофобия, и шовинизм, и фашизм пропагандируют страх, ненависть к представителям других наций, противопоставляют «себя», «своих» «другим», «чужим», выражают идею исключительности своей общности и стремятся навязать свои нормы, ценности и идеалы другим.
В отличие от них, в основе идеологии национализма, кроме общечеловеческих ценностей и идеалов гуманизма, лежит уважение к интересам другой этнической группы, стремление к сотрудничеству и интеграции с другими нациями на демократической основе, естественно, при условии соответствующего отношения к собственным интересам со стороны других.
Идеология национализма состоит из таких «банальных» и «устаревших» для современного мира и современных политических процессов идей, как идея о высшей ценности нации, идея о историко-культурной миссии нации о смысле и целях ее жизнедеятельности, идея о преданности индивида своей нации, идея о необходимости общности языка и культуры, идея о наличном у нации таланте и реализации ее потенциала, идея о формировании единого мировоззрения и многие другие. Однако все те же современные политические процессы доказывают нам, что игнорирование этих идей и нацоинальных чувств не приводит к положительным результатам. Речь идет о процессах региональной интеграции, успех которых, как мы успели убедиться, требует согласования взглядов объединяющихся государств и их народов на мир, на свое настоящее и будущее, на преследуемые цели.
Идеология национализма, как бы, подбадривает нацию, вселяет в нее надежду на лучшее будущее, предлагает ориентиры жизнедеятельности и развития. Таким образом, истинный национализм любой нации не может бать негативным или предосудительным явлением и не может выражать идею о ее исключительности или же отличаться стремлением навязать свои ценности и идеалы другим.
Исследуя тот или иной феномен, вырабатывая оценочное суждение об окружающих явлениях и процессах, необходимо стремиться избегать однобокости и стараться рассматривать проблему с разных ракурсов. В этом случае, возможно, мы на шаг приблизимся к верному восприятию окружающего мира.
АналитикаВидеоНовостная программа «Вести недели» в эфире обратилась к теме Майдана и показала последние события Украины, после чего автор программы и гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев провел параллели между Майданом и последними событиями Армении. На днях в Армении назревало нечто подобное Майдана, но у власти хватило мужества противостоять, да наверное и ума у оппозиции остановиться. Сейчас в Ереване спокойнее — договорились сами: Киселев Подробности смотрите в видео. |
Лента новостей RSS21 ноября, четверг 21 ноября, четверг 21 ноября, четверг 21 ноября, четверг 20 ноября, среда 19 ноября, вторник |
© Евразийская Правда. Настоящий ресурс может содержать материалы 13+
Дизайн и разработка сайта - Massaca